Пасха

Многие из нас обращали внимание на любопытный факт. На юге России пасхой отчего-то назывался кулич. А в столице пасха непременно была творожной.
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on whatsapp

Загадка пасхи — из творога или из теста?

Многие из нас обращали внимание на любопытный факт. На юге России пасхой отчего-то назывался кулич. А в столице пасха непременно была творожной.

Добрынин П. С. Святой ночью в северной губернии. Журнал «Огонек» (1914).

Сегодня, конечно, можно с уверенностью сказать, что это общее правило, существующее уже много веков.

Правда, любопытно? Даже несколько неожиданно. А ведь это всего лишь, как сейчас сказали бы, «тестовый вопрос» для детей из учебника конца XIX века[1]. При этом обратите внимание на место издания книги — Санкт-Петербург, не Киев или Екатеринодар. То есть для любого россиянина (даже ребенка) в середине XIX века было очевидным, что печеная пасха — это нынешний кулич.

Сегодня разговаривая с людьми о том, каким был в их детстве кулич, можно услышать неожиданное. Не раз нам говорили в ответ: а у нас пасха — печется из теста, наподобие кулича. И это совершенно справедливое замечание. Даже сегодня на юге нашей страны, а также в Украине, Молдавии, Польше это именно так. В Украине кулич — это пасха, а творожное изделие — это «сирна паска». Аутентичного слова «кулич» в украинском языке, насколько мы понимаем, просто нет.

«В Светлый праздник Велик-день или просто Воскресенье именуемый, — ибо тот день, который в Великой России воскресение, в Малой России неделя, а что неделя, то тыждень зовется, — пасха состоит не из творога, но из кулича, при котором во время освящения кладут жареные барашки, или поросенки, жареную рыбу, колбасы, ветчинное сало, черный хлеб, крашеные яйцы, хрен, соль и все оное»[2].

Почему же творожная пасха стала характерной лишь для центральной и северной России? Сегодня мы можем лишь догадываться о причинах этого. Первая из них очевидна. Празднование Пасхи приходится на апрель — начало мая. Это уже довольно теплое время года на юге нашей страны. Сырой творог (а пасху чаще делали невареной) недолго хранится в таких условиях. Тем более, когда его носят освящать к церкви, где он стоит и час, и два на открытом солнце.

Другое объяснение носит скорее религиозный характер. Понятно, что никакой «творожной пирамидки» в библейских источниках нет, но нет там и никакого кулича. Обрядовое значение кислого хлеба шло на Руси еще из языческих времен. С помощью принесения его в жертву богам, стихиям или предкам земледельцы стремились добиться их расположения и обеспечить тем самым плодородие земли и обильный урожай. С приходом христианства эта старая традиция бы спроецирована на новые, уже церковные реалии.

Известно, что христианство унаследовало некоторые черты празднования Пасхи от иудеев. Речь, в частности, шла об обычае освящения хлебов. Еврейский праздник Песах — предшественник христианской традиции. По преданию, во время бегства из египетского плена древние иудеи не успели заквасить хлеб и взяли с собой пресное тесто. Изготовленными из него лепешками (маца) они питались в пустыне; это было то немногое, что поддерживало в них жизнь.

В память этих событий в первый день Пасхи за трапезой было принято возносить благодарственную молитву богу и угощаться хлебом. Следуя этой традиции, Христос преломил хлеб на Тайной вечере, но сравнил его со своей плотью, приносимой в жертву во искупление людских грехов, тем самым установив христианское таинство Евхаристии — Причащения.

В православном богослужении место мацы заняли просфора, артос, а в бытовой традиции — кулич. С принятием у нас в 988 году христианства дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.


Афанасьев-Чужбинский А. С. Поездка на Днепровские пороги и на Запорожье. // Морской сборник. Том XXXVI, № 8. СПб., 1858. С. 256.

Кстати, это не просто некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема являлась одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде той эпохи. Она даже послужила неким формальным поводом к расколу римской и византийской (католической и православной) церкви, который давно уже вызревал и совершился в ходе Вселенского собора 1054 года. Среди прочих догматических разногласий вопрос о хлебе встал тогда в полный рост.

Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно использовала для причастия хлеб кислый, квасной. Для этого были свои причины — ведь даже в библейских источниках он назывался «artos», что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске. В отличие от них латиняне отстаивали необходимость применения в обряде пресного хлеба, или, как это называлось в русской религиозной традиции, «опресноков», обосновывая это тем, что воплощение Христа было свободно от повреждения первородным грехом, то есть, от закваски порока и греховности. Основывалось такое сравнение греха с закваской на цитате из апостола Матфея: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».


Кустодиев Б. М. «Пасхальный обряд. Христосование» (1916).

В православной же традиции, в отличие от католической, просфора, также как другие ритуальные хлеба (в том числе кулич), изготавливаются только из кислого теста на закваске. В рамках празднования Светлого Христова Воскресения освящение и употребление хлеба — символа жертвы и искупления Христа — имеет особое значение: спасение и очищение человечества от греха. Вот только не надо забывать, что кулич, какой бы он ни был формы, это лишь название «жанра» хлеба, который раньше был совсем не похож на сегодняшний.

При этом любопытное наблюдение: в большей степени слово «кулич» было известно в городах, в то время как крестьянский пасхальный хлеб, пирог или булка чаще называется «пасха» или «паска». Он мог иметь разную форму (например, в виде раскрытого ягодного пирога — в Вологодской губернии), но чаще был круглым, высоким, с выдающейся верхней частью («верхушка», «голова»), посередине которой из теста делали крест.

«Затем, что касается пасхи и кулича, то в Петербурге, Москве и других северных местах России, пасха делается из творогу, на котором отпечатывают кресты и другие священные изображения. В южной же России пасха приготовляется из муки, со всею изысканностью; а потому то, что в Малороссии называется пасхою, то на севере известно под именем кулича»[3].

Вот почему еще одна гипотеза о смешивании названий «кулича» и «пасхи» заключается в сословном их использовании. То есть, более «продвинутая» (говоря сегодняшним языком) часть российского общества рассматривала кулич как отдельное блюдо. А патриархальная часть российской глубинки продолжала называть его пасхой или паской. Понятно, что близость к столицам определяла и терминологическую разницу. А юг России и Малороссия использовали свои старинные названия, так же как их деды, считая, что пасха — это выпечка из теста.

 

 

Из книги Ольги и Павла Сюткиных «Русская кухня: от мифа к науке» (М., 2022)

[1] Корф Н. А. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. СПб, 1871. С. 69.

[2] Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание. Киев, 1851. С. 30.

[3] Русский художественный листок. СПб., 1862. С. 48.

Похожие статьи

Супы

Супы в русской кухне

Суп – удивительное блюдо. Вроде бы похлебка — одно из первых кулинарных изобретений человечества. А с другой стороны, насколько же он подвержен моде и эволюции вкусов.

Подробнее »
Супы

Щи и борщи

Борщ – это все-таки культурное явление. И споры о том, чей он – русский, украинский, белорусский или польский – не утихнут никогда.

Подробнее »
Хлеб и выпечка

Русский хлеб: история

Русский хлеб – не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к хлебу, как в России. Это трудно объяснить.

Подробнее »

Задать вопрос нам